КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Савкова О.А.
Савкова Олеся Алексеевна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
УДК 72
Наверное, ничто так не завораживает туристов, как готическая архитектура. И это неудивительно, ведь данному стилю чаще всего дают определение «устрашающе величественный». В период развития средневекового искусства готика пришла на смену романскому стилю, и одним из главных памятников данного периода является Кёльнский собор.
Высота Кёльнского собора составляет 157 метров, что позволяет ему находиться в числе самых высоких соборов мира. Его строили на протяжении 6 веков с 1248 по 1880 гг. Размеры данного собора до сих пор поражают специалистов, пытающихся разгадать его секреты, ведь во времена, когда собор только начинал строиться, у архитекторов было гораздо меньше возможностей, нежели сейчас, возвести здание, которое долгое время, являлось самым высоким во всём мире.
Высокие башни собора видны издалека. Его острые шпили собраны так, чтобы противостоять напору ветра. Каменные стены также позволяют выдерживать огромный вес башен. Несмотря на то, что на постройку собора ушло более 6 веков, его реконструкция ведётся по сей день. Каждодневные работы позволяют сохранять красоту и величие здания.
Ежегодно собор посещает 6 миллионов туристов. Его главная реликвия - мощи волхвов, которые были доставлены в Кёльн ещё в 1164 году. Вследствие этого события в город хлынули толпы паломников. Старая церковь вскоре перестала вмещать посетителей, поэтому было принято решение построить в Кёльне собор. Иными словами, рака трёх царей-волхвов вдохновила горожан на возведение собора таких размеров, что и одного поколения людей было недостаточно для того, чтобы закончить данную постройку. Это один из первых проектов, над которым в буквальном смысле работало несколько поколений. Представители каждого последующего поколения верили, что с проблемой строительства справятся их дети и внуки.
Ещё одна загадка Кёльнского собора - большие и прочные окна. В Средние века люди ещё не владели искусством создания стёкол огромных размеров. Тем не менее, существует версия, что средневековые стекловары делили каждый витраж на фрагменты, которые крепились друг к другу с помощью свинца.
При реконструкции стекло требует особо бережного обращения [1]. Одно неверное движение способно разрушить многовековые труды. Что примечательно, в те времена строители также умели хорошо работать со светом. Они знали, каким именно образом свет должен проходить через стекло, не искажая изображение.
И если насчёт башен стен и окон всё становится предельно ясно, то остаётся ещё один важный вопрос: каким же образом держится в соборе потолок? Ведь у любого туриста, заходящего вовнутрь здания, создаётся ощущение, будто бы потолок парит над ним. Дело в том, что потолок держится не из-за толстых стен, а благодаря стрельчатым аркам, которые напоминают рёберный каркас. Между арками проложен тонкий слой кирпича, который, собственно, и образует потолок или нервюрный свод. Он, в свою очередь, также является главным элементов готической архитектуры. Встроенные колонны передают вес сооружения основанию. Как бы это странно ни звучало, но подобный способ позволяет потолку поддерживать себя самостоятельно. Так или иначе, сводчатый потолок несёт чудовищную нагрузку, и окажись пара камней не на месте, то всё разом обрушится. Из-за большого давления на стены,
которое оказывает потолочный свод, их нужно дополнительно укреплять по горизонтальной оси. Для этой цели применяют специальные подпорки, называемые контрфорсами.
Вышеперечисленные аспекты, позволяют сделать вывод о том, что прочность Кёльнского собора заключается в следующих элементах:
• особая форма шпилей;
• каменные стены;
• витражные окна;
• контрфорсы, укрепляющие нервюрный свод.
В заключение можно добавить, что Кёльнский собор по праву можно считать одним из величайших зданий в мире. Исследователей и просто туристов до сих пор поражает не только его внешний вид, но и загадочная история. По сей день он является одной из главных достопримечательностей Германии.
Список литературы
М.: ЁЁ Медиа, 2015. 576 с.
СОБОР СВЯТОГО ВИТА. ШЕДЕВР ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Савкова О.А.
Савкова Олеся Алексеевна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
УДК 72
Самую значимую святыню Чехии можно увидеть в центре столицы. Это кафедральный собор Святого Вита. Здание такое высокое, что отражается в водах реки Влтавы. Собор считается историко-культурным наследием и внесен в список ЮНЕСКО. Храм является резиденцией Архиепископа, в нем захоронены чешские короли, а также хранятся королевские регалии.
Началось все в 10 веке при правлении Святого Вацлава. Он возвёл храм-ротонду, который был посвящён святому Виту. Храм был выполнен в стиле романтизма. Позже храм-ротонду сменила трехнефная базилика, которая предназначалась для коронаций и была местом захоронения первой династии чешских королей.
Ранее на его месте была маленькая церковь. Ее фундамент частично сохранился и сегодня. За время строительства сменился не один архитектор, поэтому храм вобрал в себя различные стили и направления: готика, неоготика, барокко, рококо и ренессанса. В мире это, пожалуй, уникальное строение. Едва ли в Европе найдется что-либо подобное.
Архитектором собора был назначен Матье из Арраса [1]. Его основание было заложено 21 ноября 1344 года. На этой торжественной закладке присутствовал даже король со своими сыновьями. После смерти Матье, его сменил немецкий мастер Петр Парлерж.
Он немного поработал по планам Матье, а затем продолжил воплощать собственные идеи. Во время войны строительство пришлось приостановить. Далее оно продолжилось с Бенедиктом Рейтом. Это был чешский архитектор. Но возникли трудности с финансированием, и работы замедлились. В общей сложности, здание возводилось шесть веков.