ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТЕЛЕПРОГРАММ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Цай Пэйен
Цай Пэйен - аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики Белорусский национальный университет, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируются тенденции развития и особенности применения искусственного интеллекта в России при производстве телепрограмм. Рассматриваются также преимущества и модели применения новых технологий искусственного интеллекта.
В настоящее время в стране больше нет отраслей, которые бы вообще не были затронуты искусственным интеллектом. Однако телевизионные программы, в которых запись, обработка и передача информации не происходит без соответствующего программного обеспечения, особенно уязвимы по отношению к таким технологиям. Это вынуждает ответить на вопрос о том, в какой степени искусственный интеллект может или должен вытеснять людей из творческих областей и, более философски, о самой природе творчества в телевизионных программах, которые он создает.
Важнейшим процессом, который сегодня активно трансформирует телевизионные программы, несомненно, является их «цифровизация». Само внедрение цифровых технологий в практику производства телепрограмм в России является сложным процессом, и его влияние на профессии и характер создаваемых телепрограмм, несомненно, приведет к радикальным изменениям как в телевидении, так и, возможно, в российском обществе [2].
Чаще всего использование искусственного интеллекта в России остается слишком дорогостоящим для отдельных телестудий и каналов в регионах страны, чтобы разработать конкретный инструмент, который можно было бы использовать только в одной телеорганизации. Кроме того, результаты работы должны быть проверены, и им нельзя доверять безоговорочно.
Однако современное постиндустриальное общество, которое все больше опирается на цифровую экономику и сетевой принцип социального и индивидуального взаимодействия, требует различных практик и стилей потребления средств массовой информации при производстве телепрограмм. Требования зрителей также начали меняться, что повысило важность индивидуального выбора и личного вкуса. Еще одним решающим моментом для зрителей в эту эпоху стала интеграция телевидения в индустрию досуга и развлечений. Сохраняя свою значимость как института просвещения и культуры, по экономическим причинам, благодаря собственной бизнес-модели, телевидение все больше движется в сторону инстинкта массового развлечения. На самом деле, в современном мире это неизбежный процесс, который обусловлен тем, что современная экономика, а особенно цифровое потребление, в значительной степени ориентирована на организацию досуга. Подключаясь к телевидению, рынок телевизионной рекламы становится центром экономики индустрии развлечений, которая продолжает наращивать потенциал и обслуживать свободное время современных потребителей.
Инновационные, конкурентоспособные решения по трансформации современного телевидения в телевизионное производство в России включают в себя три группы технологий: channel-in-a-box (единый блок); облачные и интернет-технологии по типу IP-TV [1].
В настоящее время целый набор сотен важных и сложных функций, которые ранее требовали распределенной среды, можно «упаковать» в один системный блок с одним сервером, решая полный комплекс технических и технологических задач по обеспечению эмиссии нескольких HD/SD каналов, включая их графическое оформление, что многократно снижает себестоимость производства и доставки телевизионного контента конечному пользователю.
Использование облачных технологий (например, системы SelenioNext) дает возможность расширить спектр услуг, повысить производительность и открыть новые прибыльные направления. В частности, пакет облачных решений упрощает передачу файлов из центральной точки на периферийные устройства, а также расширяет аналитические возможности передовых технологий в области рекламы в реальном времени. В настоящее время все компании, предлагающие такие технологии, работают с крупнейшим облаком Microsoft Azure [3]. Таким образом, достаточно большая ответственность за качество телепрограмм телевизионных каналов лежит на компании, предоставляющей облачную структуру.
Одним из ключевых направлений конкурентного развития российской телевизионной отрасли стал переход на IP-сети и компоненты инфраструктуры. Оператор платного телевидения, управляющий своей сетью на основе информационных ресурсов, стал зарабатывать деньги на технических инновациях для продвижения, расширения и управления гибким набором услуг, доступных через дистрибьюторскую сеть или головные видеостанции.
В этом сегменте все большее распространение получает технология OTT (Over the Top), которая означает подачу видеосигнала на приставку пользователя (компьютер, мобильный телефон) через Интернет без прямого контакта с оператором. Эта концепция позволяет более эффективно использовать контент, привлекать новых абонентов и увеличивать прибыльность бизнеса за счет диверсификации услуг и внедрения онлайн-продаж.
Однако следует помнить, что на пути к успеху IP-сетей операторы платного телевидения должны понимать, что ни одна компания в одиночку не в состоянии обеспечить все необходимые элементы инфраструктуры. Построение и поддержание экосистемы посредством стратегических альянсов с передовыми разработчиками и поставщиками видеотехнологий предлагает операторам широкий спектр преимуществ. Фактически, организация новой экосистемы дает возможность консолидировать новые специализированные функции и значительно снизить затраты, связанные с миграцией на платформы других провайдеров. Многие технологические провайдеры уже разработали и разрабатывают IP- и программно-ориентированные решения [3].
Можно говорить о том, что современное российское общество переживает очень интересный переходный период, практически новую эру - активное сближение телевизионных и интернет-технологий: все компоненты «просмотра видео везде и в любое время» уже вышли на соответствующий уровень развития. Сетевые операторы имеют возможность передавать информацию с нужной скоростью для достижения высокого качества изображения, современное оборудование имеет все инструменты для просмотра любого качества изображения в любое время. В последние годы стало очевидным, что часть видеозаписей в трафике значительно возросла, и эта тенденция сохранится в последующем.
В эпоху искусственного интеллекта на телевизионном рынке появляются три альтернативных пути развития бизнес-моделей при производстве телепрограмм.
Интенсивная модель предполагает использование дешевых и компактных технических решений, конкурентным преимуществом которых является низкая стоимость производства телевизионного контента. Построив комплекс с использованием технических инноваций (интенсивная бизнес-модель), телекомпания существенно снижает технические и операционные затраты, что позволяет использовать эти средства для дальнейшего развития и совершенствования технологического комплекса, а также приобретения нового контента.
Экстенсивная модель ориентирована на расширение аудитории во времени и пространстве за счет конвергенции технологий телевидения и Интернета. Такая модель с активным развитием абонентской базы, партнерских отношений и сетей распространения, предполагает получение доходов от подписки и различные варианты продажи доступа к контенту. Программы распределения доходов с партнерами позволяют повысить заинтересованность клиентов в использовании общих услуг.
Гибридная модель включает в себя использование элементов и первой и второй моделей в сегменте эксклюзивного премиум-контента.
Когда компания выбирает создание и распространение премиум-контента (гибридная модель), она может рассчитывать не только на стабильный доход от клиентской подписки, но и на крупные контракты по дистрибуции и продаже.
Поэтому можно утверждать, что благодаря цифровизации и активному развитию и проникновению современных информационных технологий рынок телевизионных услуг в настоящее время трансформируется в сегмент более широкого рынка мультисервисных сетей, создавая единый коммуникационный комплекс. И только такой бизнес с активным использованием передовых технологий позволит значительно снизить затраты на техническую поддержку и сопровождение таких решений, что позволит телекомпаниям чувствовать себя комфортно в конкурентной телевизионной среде.
Подводя итог, можно видеть, что использование искусственного интеллекта для производства телевизионных программ - это совсем другой подход к работе сам по себе. Важно, чтобы в дальнейшем сотрудники телеканалов постоянно учились и осваивали технологию таким образом, чтобы новинка сегодняшнего, завтрашнего дня была привычной вещью, и, наконец, экономили ресурсы и могли заниматься задачами более высокого уровня - стратегией, развитием, творчеством и т.д. при производстве телепередач.
Список литературы