Спросить
Войти

В.С. Непомнящий. Служение церкви в современном мире и судьба светской культуры

Автор: Л. А. Боброва

В.С.НЕПОМНЯЩИЙ

СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И СУДЬБА СВЕТСКОЙ

КУЛЬТУРЫ// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского института, 8-я, 29-31 января 1998 г.: Материалы / Отв. ред. Кулькова Н.А. - М., 1998. - С.70-75.

В.С.Непомнящий (ИМЛИ РАН) подчеркивает, что перед Русской православной церковью стоят сегодня чрезвычайно трудные задачи, а именно: миссионерская задача и задача просвещения и духовного излечения народа и общества. "Получив, наконец, относительную свободу, Церковь оказалась лицом к лицу со всеми силами мирового зла, получившими притом на территории России свободу неограниченную" (с.70). Мировое зло сегодня не мыслится уже в качестве врага и объекта борьбы, а, напротив, является субъектом и вождем "прогресса". "Все силы зла направлены на то, чтобы превратить человека из существа духовного в существо "экономическое": божественное в нем вытесняется животным, творческое начало -потребительским, идеалы - интересами, просвещение и культура отступают под натиском информации и цивилизации" (там же).

Силы зла встречают сопротивление, которое сосредоточено в России. Поэтому их энергия устремлена на уничтожение России как духовной сущности. Существует заговор против России, и, чтобы противостоять ему, нужна продуманная, духовно и культурно обоснованная стратегия. Ближайшим и непосредственным противником для нас является идеология "рынка". Рынок необходим как орудие человека, "но, становясь идеологией и мировоззрением, т.е. возводя зеленую корысть в степень главной ценности, придавая корысти статус духовный, рынок становится прямым орудием сатаны" (с.71).

Современное общество перевоспитывается в духе сознательного и горделивого эгоцентризма, презрения к ближнему человеку, нерадения об Отечестве. Светская культура, всегда бывшая на Руси орудием просвещения, превращается в орудие растления, чему способствует власть, которая воспринимает слово "культура" лишь в составе словосочетания "культура и отдых". "Между тем от состояния судеб мирской культуры сегодня впрямую зависит судьба как страны, государства, нации, православного мира" (с.71).

К сожалению, и среди духовенства встречается высокомерное, снисходительное или даже неприязненное отношение к светской культуре. "Это отношение вовсе не духовное, а идеологическое. Такая подмена очень опасна. Религия, превратившаяся в идеологию, нисколько не лучше, чем идеология, ставшая религией. В идеологии нет места любви - в ней только принципы" (с.72). Горькими плодами такой позиции являются лицемерие и фарисейство.

Русская культура в целом - "христианского корня, православной закваски. Потому ей свойственно, видя всю глубину человеческой греховности, видеть образ Божий в человеке, верить в человека" (с.72). Россия и в ХХ в. осталась сама собою, причем не в последнюю очередь потому, что сохраняла свою культуру: русская классика издавалась, читалась, преподавалась в школах и вузах. Светская культура - это общее для нас условие действительности, она входит в нашу жизнь, в наш язык. Истинная культура является всенародной, "ибо способствует сохранению и удерживанию ценностей, соединяющих массу в народ" (с.74).

Миссионерские дела Церкви - миротворчество, благотворительность, религиозное просвещение - надо пополнить еще одним делом: "Защитой культуры - как творения народного гения" (с.75).

Л.А.Боброва

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты