История развития авторского права и смежных прав как процесс унификации и гармонизации в странах ЕАЭС
Канатов Танат Канатович
докторант, кафедра гражданского права, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, юридический факультет
В данной статье рассматриваются вопросы истории развития авторского права и смежных прав как процесс унификации и гармонизации в странах ЕАЭС. Вступление в силу 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе [2], подписанного первоначально политическими лидерами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, ознаменовало начало нового исторического этапа межгосударственного сотрудничества и формирование на этот раз интеграционной модели законодательства в сфере охраны и защиты прав на объекты ИС. Учитывая глубокие экономические, научно-технические и гуманитарные связи между участниками Договора ЕАЭС, эволюция авторского права и смежных прав этих стран несет в себе отпечаток всего исторического процесса становления института авторского права, начиная со времен Российской Империи и заканчивая 1991 годом — годом создания Содружества Независимых Государств [3] (далее -«СНГ»). Поэтому, логично, что доктрина российского авторского права признается государствами-участниками ЕАЭС одной из самых развитых [4], хотя и самой сложной. Ее современное содержание в той или иной мере отражает некогда единые для рассматриваемой группы стран исторические этапы законодательного закрепления и институционального развития механизмов, способов и форм защиты авторских и смежных прав. Ключевые слова: унификация, гармонизация, исключительные права, авторские и смежные права, ЕАЭС.
Цель. Исследовать историческое становление авторских и смежных прав как процесса унификации и гармонизации в странах ЕАЭС.
Методология. При написании статьи были применены системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы работы.
Результаты. Предложения и выводы, основанные на проведенном анализе основаны на национальном и международном законодательстве, а так же нормативно-правовых актах стран ЕАЭС, действовавшие на данный момент.
Особая значимость данного исследования заключается в том,что выработанные теоретические положения данной работы в будущем могут быть использованы в целях последующего изучения и рассмотрения вопросов, проблем связанных с унификацией и гармонизацией законодательства стран ЕАЭС. Поэтому, проведенным исследованием автор вкладывает весомый ресурс в теоретическую часть гражданского права.
С древних времен люди стремились хранить тайны о Вселенной, природе, секреты своего мастерства. Эти знания столетиями передавались из поколения в поколение врачами, фармацевтами, математиками, музыкантами, архитекторами, строителями, книгоиздателями. Многие знания давно утрачены для человечества, например, секреты возведения величественных пирамид Гизы в Египте. Есть знания, которые удалось сохранить и они стали общечеловеческим достоянием, например, карта Солнечной системы, созданная древними шумерами. Через века до нас дошли бессмертные произведения Аристотеля, Платона, Конфуция и других величайших мыслителей.
Авторское право считается одним из «старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение» [1]. В современной цивилизации фундаментальные предпосылки авторского права базируются на равном доступе к знаниям, достижениям научно-технического прогресса, продуктам интеллектуального и творческого труда - произведениям литературы, науки и искусства, а вместе с тем необходимости обеспечения высокого уровня юридической защиты объектов авторского права, а также субъективных интересов их создателей и правообладателей.
С 90-х годов прошлого века по мере трансформации политических и экономических систем бывших республик Союза ССР, их сложного перехода на рыночные принципы экономики, постепенной интеграции в глобальную систему экономических отношений, все большее значение стали приобретать вопросы охраны интеллектуальной собственности (далее - «ИС»). Пришло понимание того, что необходим не только контроль над интеллектуальной собственностью, но и защита субъективных прав авторов произведений.
Вступление в силу 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе [2], подписанного первоначально политическими лидерами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, ознаменовало начало нового исторического этапа межгосударственного сотрудничества и формирование на этот раз интеграционной модели законодательства в сфере охраны и защиты прав на объекты ИС. Учитывая глубокие экономические, научно-технические и гуманитарные связи между участниками Договора ЕАЭС, эволюция авторского права и смежных прав этих стран несет в себе отпечаток всего исторического процесса становления института авторского права, начиная со времен Российской Империи и заканчивая 1991 годом — годом создания Содружества Независимых Государств [3] (далее -«СНГ»). Поэтому, логично, что доктрина российского авторского права признается государствами-участниками ЕАЭС одной из самых развитых [4], хотя и самой сложной. Ее современное содержание в той или иной мере отражает некогда единые для рассматриваемой группы стран исторические этапы законодательного закрепления и институционального развития механизмов, способов и форм защиты авторских и смежных прав.
Традиционно в научной литературе выделяют три периода эволюции российского авторского права (дореволюционный, советский и современный), начиная отсчет со времени издания 22 апреля 1828 г. Цензурного устава [5], и заканчивая вступлением в законную силу 1 января 2008 г. Четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») [6].
С нашей точки зрения, в контексте современных интеграционных процессов на территории стран ЕАЭС, процесс эволюции авторского права целесообразно рассматривать как последовательность, состоящую из четырех этапов:
— дореволюционный (1828-1917 гг.);
— советский (1917-1991 гг.);
— постсоветский (1991-2015 гг.);
— современный (межгосударственный) (2015 г. по настоящее время).
Истоки российского авторского права проявляются с 1771 года с момента образования книгоиздательского дела и выдачи Екатериной II первой «привилегии» от государства на печатание книг (на тот момент только на иностранных языках)
владельцу вольной типографии и гениальному изобретателю немецкого происхождения Иоганну Гартунгу. Одновременно императрицей была введена жесткая цензура. Никогда прежде ни один разрешительный документ на территории Российской империи не регулировал взаимоотношения государства и книгоиздателей. Тем самым впервые в России была нарушена государственная монополия на книгоиздание.
Первая зафиксированная в истории «привилегия» была выдана Венецианской Республикой на издательство профессору канонического права Петру Равенскому в 1491 году [7]. Первый Патентный закон тоже был принят в Венецианской республике, он датируется 1474 годом. Практика «привилегий», дающих приоритет их обладателям в каком-либо виде деятельности, вскоре распространилась по Западной Европе. В XVI веке была выдана привилегия английской компании «The Charter af the stationers Company», занимающейся книгоиздательским делом и по сегодняшний день. В 1710 году в Англии принимается первый закон об авторском праве, который носил название «Статут королевы Анны», направленный на защиту авторов книг, чертежей и географических карт. Регистрацию прав осуществлял судья, после проведения этой процедуры автор в течение 14 лет обладал исключительными правами на собственное творение. С помощью привилегий на книгоиздание власти преследовали двойную цель: обеспечить охрану «промышленных интересов» издателей и сохранить цензурный контроль над выпускаемой печатной продукцией [8].
В начале XIX века авторам позволили защищать все изданные в типографии произведения, позже такое право получили и композиторы, переводчики, сценаристы, фотографы, кинорежиссеры. Пруссия, Сардиния, Франция, Австрия - впервые в мире на своих территориях признавали в равной мере авторские права авторов. В 1878 году учреждена международная литературная ассоциация, которая спустя 6 лет переименована в международную литературную и художественную ассоциацию. Эта организация разработала первую в мировой истории международную конвенцию об авторском праве, известную как Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года.
В России специальные документы при продаже прав на произведения начинают фиксироваться в конце 1780-х годов, «цензурные комитеты стали требовать от издателей доказательства их прав на рукопись» [9]. В 1812 году выходит подготовленный госсекретарем М.М. Сперанским Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» [10], направленный на охрану интеллектуальной собственности. В 20-х годах XIX столетия складывается заявительная форма защиты прав автора произведения, который мог подать заявление в цензурный комитет и защитить себя тем самым от незаконных перепечаток. После того, как заявление принималось,
цензурный комитет обязывался не выдавать разрешение на печать посторонним лицам [11].
Исторически первым для развития российского института авторского права стал дореволюционный период (1828-1917 гг.), когда представителями цивилистической науки начинают предприниматься попытки научного осмысления и определения теоретических основ авторского права, его природы, основных понятий, объектов и субъектов, а также средств защиты. Наиболее значимый вклад в формирование дореволюционной доктрины авторского права внесли труды многих известных ученых-цивилистов, среди которых А.В. Бакунцев [12], С.А. Беляцкин [13], П.Д. Калмыков [14], Д.А. Коптев [15], В.Д. Спасович [16], Г.Ф. Шершеневич [17].
Так, Ординарный профессор Императорского Санкт-Петербургского университета П.Д. Калмыков был одним из первых российских правоведов, кого заинтересовали история и терминологический аппарат авторского права. В своих трудах он использовал привычное для того времени понятие «литературная собственность», которую профессор истолковал в «обширном» и «тесном» смыслах. Важнейшим фактором появления «литературной собственности» П.Д. Калмыков считал развитие книгопечатания, которое, по существу, и поставило перед юридической наукой вопрос защиты этой собственности [18].
Порядок предоставления рукописи на цензуру с обязательным приложением доказательств прав издателя, полученных от автора, впервые четко закрепляется в Цензурном уставе 1828 г. Документ содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг» [19]. После Цензурного устава законодательство развивалось пополнилось в 1830 г. Положением о правах сочинителей, переводчиков и издателей, в 1845 г. — Правилами о музыкальной собственности, в 1846 г. — Положением о собственности художественной.
В 1857 году под влиянием смерти великого русского поэта А.С. Пушкина, а также уже довольно развитой системы европейского права, срок защиты авторских прав в России был увеличен до 50 лет после смерти автора (ранее существовал общий 25-летний и условный 35-летний посмертный срок). Разрозненные положения об авторском праве на литературные, художественные и музыкальные произведения объединили в VII главе Цензурного устава под названием «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств» (статьи 282-320).
Противозаконное действие именовалось «контрафакцией» и состояло в самовольном «перепечатывании» произведения или книги [20]. Термин «контрафакция» (от франц. contretation - подделка) означает нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения [21].
С 70-х гг. XIX века в России начинается процесс становления организаций по коллективному управлению авторскими правами и их защите. Первым таким обществом было «Общество русских драматических писателей», созданное почти полвека спустя после образования во Франции «Общества драматических писателей» в 1829 г. и «Общества литераторов» в 1837 г. [22].
В 1887 году нормы авторского права вошли в I часть Х тома Свода законов Российской империи как приложение к статье 420 «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств», которая содержала три рубрики: «О правах собственности на произведения наук и словесности (авторское право)», «О праве художественной собственности», «О праве музыкальной собственности русских и пребывающих в России сочинителей».
На протяжении почти всего XIX века отрасль российского авторского права постепенно наполнялась новым научным и нормативно-правовым содержанием. Вместе с тем, к числу специфических особенностей ее становления историки права с полным основанием относят довольно слабую защиту субъективных авторских прав и жесткую цензурную политику российского самодержавия, вплоть до принятия в марте 1911 года «Положения об авторском праве» [23], разработанного на основе весьма прогрессивного на то время немецкого Закона об авторском праве 1901 года. Именно с принятием данного нормативного акта связано признание в России авторского права как особой отрасли права вместо ранее действовавшего права автора на произведение.
Таким образом, российское авторское право, как и европейское, выросло из «привилегий» книгоиздателям, но почти целое столетие развивалось «рука об руку» с государственной цензурой, доставляя немало хлопот от цензоров как владельцам «вольных типографий», так и «сочинителям». Однако научное наследие дореволюционного периода сохраняет свою ценность до настоящего времени. Положение 1911 года стало самым значимым событием в истории российского авторского права дореволюционного периода.
После Октября 1917 года для рассматриваемого правового института, теперь уже в советской России, наступает новый, впоследствии получивший название «советский» этап (1917-1991 гг.). Декретами ЦИК СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» [24], от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» [25] и другими, авторское право было фактически отменено, на все сочинения была установлена государственная монополия. За этими декретами последовали постановление ЦИК СНК Союза С.С.Р. от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» [26] и постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16 мая 1928 г. «О введении в действие основ авторского права в новой редакции» [27], в которых авторское право на произведение могло быть выкуплено «в принудительном порядке Правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде
рукописи, эскиза или в иной объективной форме» (п. 15 постановления от 30.01.1925 г. и п. 20 постановления от 16 мая 1928 г.). Срок авторского права после смерти автора ограничивался 15-ю годами.
С принятием Основ 1928 г. появился новый источник права — типовые авторские договоры, просуществовавшие вплоть до 1992 г.
Очередными значимыми вехами развития авторского права стали Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 г., а затем вступление в силу в 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР [28], в котором регламентация отрасли стала более подробной, посмертный срок авторского права увеличили с 15-ти до 25-ти лет. Соответствующие нормы были помещены в Раздел IV Кодекса, но права автора по-прежнему были существенно ограничены, доктрина отражала низкий уровень защиты авторских прав. Наряду с ГК РСФСР действовало значительное число ведомственных правовых актов, регулирующих ставки авторского вознаграждения и права на отдельные виды произведений. С 1973 г. СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г., что само по себе свидетельствовало о стремлении государства соответствовать международным стандартам в области авторского права.
Несмотря на действовавшую государственную монополию, в 30-80-е годы хХ века появился целый ряд фундаментальных работ, посвященных истории и теории авторского права и его защиты, сохранивших свою актуальность благодаря глубине научного анализа. Прежде всего, это труды В.В. Баженова, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. До-зорцева, В.А. Черткова, в которых исследованы базовые основы института авторского права, проанализированы вопросы его эволюции и особенности правового регулирования в рамках действовавшего на то время законодательства. Э.П. Гав-рилов, например, отмечал: «развитие советского авторского права происходит на базисе гражданского права. Существенное влияние на авторское право оказывает развитие техники и технологии, а также научных и культурных связей и опосредствующих их правовых связей с зарубежными странами» [29].
Следует заметить, что статья 47 Конституции СССР 1977 г. устанавливала, что «права авторов охраняются государством» [30]. Этого упоминания не было в предшествующих советских конституциях. Важным фактом развития советского авторского права являлось также наличие гражданских кодексов в союзных республиках. Так, если посмотреть историю становления законодательства авторского права в Казахстане, то оно тесно связано с законодательством СССР. С образованием СССР в 1925 году авторские права регулировались «Основами авторского права», спустя три года начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Спустя еще 33 года были приняты «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик»
History of development of copyright and related rights as a process of unification and harmonization in the EAEU countries Kanatov T.K.
Lomonosov Moscow state University
This article discusses the history of copyright and related rights as a process of unification and harmonization in the EAEU countries. The entry into force on 1 January 2015 of the Treaty on the Eurasian economic Union [2], originally signed by the political leaders of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan and the Republic of Belarus, marked the beginning of a new
historical stage of interstate cooperation and the formation of this time the integration model of legislation in the field of protection and enforcement of IP rights. Given the deep economic, scientific, technical and humanitarian ties between the parties to the EAEU Treaty, the evolution of copyright and related rights of these countries bears the imprint of the entire historical process of formation of the Institute of copyright, since the time of the Russian Empire and ending in 1991 — the year of the Commonwealth of Independent States [3] (hereinafter - "CIS"). Therefore, it is logical that the doctrine of Russian copyright is recognized by the EAEU member States as one of the most developed [4], although the most complex. Its modern content to some extent reflects the historical stages of legislative consolidation and institutional development of mechanisms, methods and forms of protection of copyright and related rights, which were once common for the group of countries under consideration.
and related rights, EAEU. References
from 08.05.2015] [ed. and add. effective from 12.08.2017].
Agreement of December 8, 1991.
Eurasian Economic Union / T.K. Kanatov // Eurasian Bar. -2016. - № 1 (20). - pp. 69-72.
of the States and the Writers &Rights Act]. - St. Petersburg: type. Dep. drug Prospect, 1829. - 101 p.
Spasovich - St. Petersburg: Ed. M.O. Wolf, 1865. - 106 p.
stamps and privileges as a means of ensuring publishing interests in Russia in the 18th - early 19th centuries. / A.V. Bakuntsev // Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism. - 2008. - № 1. - p. 54-55.
rights in pre-revolutionary Russia: author. dis. ... Cand. legal Sciences / NB Verkhov. - Nizhny Novgorod, 2007. p. 11.