| ДАВИД ФЕЛЬДШТЕЙН
Преобразование образования
в пространственно-временной ситуации XXI в.: вызовы информационной эпохи1
об авторе
Д.И. Фельд-штейн, вице-президент РАО, действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор
Сегодня актуальны слова знаменитого педагога Фридриха Фребеля, который утверждал, что существует время, когда образование становится в центр общественного интереса. Мы живем именно в такое время, время не просто изменений и обычных перемен, а глубоких исторически значимых преобразований, когда на первый план вышла проблема Человека как реального субъекта исторического процесса, способного к активной действенности, к решению сложных, объективно вставших перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно к сохранению всех лучших человеческих качеств, человеческого потенциала. А это определяет особую роль образования, призванного по своему прямому назначению (в широком понимании) обеспечивать вооружение человека необходимыми знаниями в выборе путей действия в сложившейся сложной ситуации, научать его пониманию, осмыслению действительности, полагающему активизацию его общего развития (интеллектуального, нравственного, эстетического, физического и т.д.), развития-роста его способностей и потребностей.
Однако изменился не только мир, в котором живет человек, но и сам человек, он объективно живет в другом пространстве-времени. Изменились также ритмы и темпы его движения, пространства жизни.
И здесь, по справедливому мнению нобелевского лауреата Ильи Романовича При-гожина, мы сталкиваемся с вопросами, которые требуют, прежде всего, работы... социологов, психологов, историков, педагогов (это заявляет знаменитый химик). И во весь рост встала проблема образования человека в новом пространстве-времени его существования.
Появление и обострение проблем образования связано не только с новыми требованиями, предъявляемыми сегодня к образовательному процессу, к уровню знаний человека, не всегда адекватных реальной ситуации, в частности, с точки зрения его прагматически понимаемой экономической (а не общей - производственной, технологической, социальной в широком понимании, человеческой) отдачи, не только с реально фиксируемой потерей уровня образованности, не
только с низким качеством знании, умений, навыков учащихся и даже не только с действительно недопустимыми упущениями в нравственном воспитании и умственном развитии растущих людей, но и, главное, с потерей культурного потенциала и интеллектуального капитала общества, рост которых становится необходимостью дальнейшего активного движения человека.
Подлинные корни этих проблем кроются в беспомощности и неэффективности сохраняющейся системы образования в современной ситуации глобальных преобразований цивилизационного масштаба (производственных, технических, социокультурных), когда на фоне увеличивающегося числа так называемых образовательных услуг все меньше становится образованных людей и, что особенно важно, не выполняется общественно значимая задача, выступающая не лозунгом, а жесткой необходимостью прогрессивного развития общества, - задача обеспечения условий для самореализации человека в новых условиях его жизни, в решении проблем современного общества.
Между тем еще 58 лет назад, в 1954 г., Лоуренс Кьюби в статье «Забытый человек в образовании» заявлял, что конечная цель образования - помочь индивиду стать человеком в той полной мере, в какой он только способен, способен с учетом его объективно возросших возможностей, в том числе исторически ограниченных и исторически разграниченных. В сложной современной ситуации общество нуждается, как подчеркивал известный психолог Абрахам Маслоу, в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. При этом самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализоваться объективно становятся главной целью человека и общества в XXI в. И если в 70-80-е гг. XX в. в условиях фиксации повышенной динамичности развития общества ставился вопрос (см., в частности, в журнале «Курьер ЮНЕСКО» за апрель 1978 г. статью швейцарского философа и педагога Шарля Хюммеля [14]) о том, что умение адаптироваться к изменениям станет более значимым и важным, чем обладание конкретными навыками и знаниями,
то теперь (при сохраняющейся динамичности развития) активно возрастающая адаптация (всегда необходимая и актуализирующаяся в ситуации значимых изменений) и призыв к ее активизации не могут считаться адекватно отражающими ситуацию, в которой во все большей степени формируется проблема развертывания преобразовательной деятельности, активизации человека, его способности подняться над ситуацией, решать стратегические задачи движения общества и своего роста-развития. Это требует не только конкретных навыков, но и соответствующего уровня образованности. В связи с обострением проблемы образования в современной ситуации развития общества возникает ряд важных задач, выполнение которых является необходимым условием ее разрешения, в том числе разработка и новых теоретических концепций и стратегии организации образования.
Одна из задач - получение четкого представления о реальной действительности, в которой находится современный человек.
К сожалению, несмотря на многочисленные работы по изучению особенностей современного человеческого сообщества, в которых раскрываются происходящие изменения во всех сферах развития (экономической, социальной, демографической, политической и др.), в том числе преобразования, изменяющие характеристики его движения, выявляющие всю глубину происходящих подвижек, заставляя ученых говорить о переходе на исторически новую стадию, мы все еще не в полной мере осознаем значимость, смыслосодержательную сущность нынешнего этапа развития общества.
При этом не только наименее осмысленной, но и, как это ни парадоксально, наименее обсуждаемой является проблема развития самого человека, его особенностей, новых возможностей, способностей, потребностей. А ведь, как утверждал «отец кибернетики» Норберт Винер, мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении. Сейчас немало пишется о реальном изменении такого окружения, в том числе о действии на человека информационного пространства, о роли социальных и интеллектуальных сетей в его развитии, о той или иной
степени воздействия информационных потоков на его сознание и поведение, однако следует признать, что оценка этих конкретных факторов достаточно условна и в целом проблема трансформаций, которые претерпевает феномен человека, далеко не проработана.
Нам чрезвычайно важно понять, что человек, человечество находятся сейчас в более сложном, многоаспектном, качественно изменяющемся, в том числе многополярном и разнородном, мире, где принципиально изменилось социокультурное, информационно-психологическое пространство жизнедеятельности, постоянно испытывающее людей на прочность.
Но как еще сто лет назад писал Игорь Северянин:
Мы живем, точно в сне неразгаданном, На одной из удобных планет... Много есть, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется, нет. А хочется и надо нам узнать, понять, каков сегодня человек, что надо ему, чтобы он мог активно и продуктивно действовать в сложной современной ситуации и при этом совершенствоваться, самореализовываться.
Человек сейчас оказался не только и не просто в сложной ситуации многоплановых, многоуровневых преобразований, а уже в исторически новом пространстве-времени, обусловленном общей динамикой объективного развития общества. Речь идет о своего рода историческом рубеже, открывшем новое пространство и определившем новое время функционирования человека. Сегодня на основе произошедших и происходящих изменений человек за одну минуту, благодаря Интернету и телевидению, может перепрыгнуть многочисленные географические и политические границы, побывать на разных континентах Земли, на дне океанов и в космосе, что порождает, помимо всего прочего, и ломку привычных
Важно понимать объективную исчерпанность классической педагогической парадигмы, что проявляется в неэффективности многих традиционных форм образования, его содержания. Не успевая рефлексировать по поводу произошедших в мире преобразований, система образования перестала удовлетворять предъявляемым ей требованиям.
процессов мыслительной деятельности, и разрыв устоявшихся связей, взаимозависимостей, и интеллектуальную, эмоциональную, физическую, психологическую напряженность, неустойчивость. В целом в результате таких преобразований изменяются восприятие человека, его сознание, мышление, мотивационно-потребностная сфера. Весьма тревожно, что эти изменения достаточно отчетливо дают о себе знать не только в плане появления новых возможностей, усиления энергетического ресурса человека, но и в части нарастающих недостатков - эгоизма, жестокости, потери нравственных ориентиров, стремления к благополучию любой ценой, приводя к многочисленным стрессам. Показательно, в частности, что сегодня в мире, по материалам ООН, насчитывается 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Число таких жителей Земли, согласно подсчетам Всемирной организации здравоохранения, достигает уже 13 %.
Переломить катастрофически усиливающиеся негативные тенденции в различных сферах развития человека в состоянии только общество, активно и продуктивно рефлексирующее по поводу всех происходящих событий, общество, способное к самоорганизации, что требует, как подчеркнул В.В. Путин, выступая в мае этого года на общем собрании Российской академии наук, «серьезной интеллектуальной работы над проектами развития, над проектами будущего».
Конвергенция, духовная интеграция, сотрудничество и взаимопонимание в глубоком осмыслении реальной действительности, в способности вырабатывать четкую, научно обоснованную действенную стратегию - единственно возможный путь выживания и прогрессивного развития человеческого сообщества. В этом плане проблемы организации образования становятся важнейшим компонентом развития общества, обеспечивая цель подготовки реального субъекта этого развития. В такой ситуации нам важно понимать объективную исчерпанность классической педагогической парадигмы, что проявляется в неэффективности многих традиционных форм образования, его содержания.
Не успевая рефлексировать по поводу произошедших в мире преобразований,
система образования перестала удовлетворять предъявляемым ей требованиям.
Совершенно очевидна необходимость четкого осмысления тенденций прогрессивного развития и общества, и человека и именно в этом контексте - определения целей и задач образования. Построенное в свое время на основе растущей дифференциации способов постижения мира и отраслей научного знания, образование, хорошо работавшее в прежние времена, не способно далее в должной мере готовить человека творческого, креативно мыслящего, ориентированного не на подражание, не на повторение состоявшегося опыта, не на его копирование, а на создание нового, собственного пути. «В сущности, почти чудо, - говорил Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека» [13, с. 138]. Общие и специальные знания и навыки, приобретаемые сейчас учащимися, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности к своему совершенствованию, духовному и творческому росту, творческому решению проблем и потребности в этом и, что особенно значимо сегодня, умение формулировать вопросы и определять ближайшие и перспективные задачи, находить в условиях неопределенности способы, пути их эффективного решения.
В связи с этим возрастает роль психолого-педагогических наук, призванных выдвигать, обосновывать стратегические концепции, доктрины, действенно значимые в выстраивании и решении задач образования, соответствующего новой ситуации и целям развития современного человека. И здесь остро необходим честный, объективный и глубокий анализ этой создавшейся ныне ситуации.
Пора осознать, что мы стали сейчас не свидетелями, а участниками поворотного пункта развития истории человечества. Абрахам Маслоу точно отметил: «Есть существенная разница между тем, что было вчера, и тем, что есть сегодня, и это не смена пристрастий или настроений экспертов. Это эмпирически разоблаченная действительность» [8, с. 184]. В нашей действительности состояние жизни самих людей характеризуется
глобальным кризисом, обусловленным действием не только экологического, экономического, антропологического кризиса, но и кризиса нравственности, кризиса власти и доверия к ней. Этот системно проявляющийся кризис поставил человечество на грань выживания, хотя происходит он в условиях поиска и выращивания новых альтернативных форм жизни, развития новых технологий и производственных структур, изменения отношений между знанием и практическим действием. По сути, современный социум как система изменился во всех своих параметрах. И перед нашими науками стоит сейчас первостепенная задача - осмыслить существующую реальность, понять, что собой представляют современный человек, современное пространство человеческой жизни.
Реально произошедшие в этом пространстве бифуркационные взрывы, которые изменили основания организации и функционирования общества, разрушили многие сущностно значимые конструкты его построения, предопределяют и качественные изменения человека, обладающего ныне новым типом мышления, новым типом сознания и самосознания. При этом, как заметил Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма, чаще идеал ориентируется на доминанту прав членов сообщества над их обязанностями, что имеет далеко идущие последствия, так как «на первый план выдвигаются, навязываются в качестве нормы жизни материальное благополучие, развлечения, раскованность, а в основе всего этого - бездушное отношение к окружающим, имеющее четкую аксиоматическую базу, декларирующую: во-первых, все разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе... а это работает на разрушение личности, "разжижение" интеллекта, воли» [10, с. 1768].
И все же острота положения, в котором оказалось человеческое сообщество при переходе к исторически новому, еще в полной мере непонятному и по-разному называемому состоянию - антропогенной цивилизации, информационной цивилизации и т.д., - все более интенсивно не только разделяет, но и объединяет людей, имеющих, по сути, общую судьбу.
Одним словом, ныне в мире происходят значимые трансформации во всех сферах жизни человека, идут динамичные
социокультурные процессы, ставящие его в острую позицию поиска, вопроша-ния: «Как быть, чтобы быть, и не просто быть, а быть на должном уровне?»
И здесь в серьезной опасности оказался российский социум, по обоснованному заявлению Даниила Гранина, «нравственный климат в котором невыносим» [5], в том числе и из-за провозглашенного в 1990-е гг. идеологического плюрализма, превратившегося в заданных формах по сути в идеологический хаос, с одной стороны, и из-за выдвижения «западного столбика» ценностей в качестве общечеловеческого идеала - с другой. Между тем даже англо-американские ученые, в частности С.Ф. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка» [15], доказывают, что этот «столбик» «не может претендовать на роль общечеловеческого». Тем более что нельзя просто ассимилировать западные образцы не только потому, что это грозит потерей нашего суверенитета, но и потому, что сам Запад ныне переживает глубокий, исторически обусловленный кризис.
Весь мир сегодня, к сожалению, живет в сломанных пространствах - политических, экономических, культурных, по-разному воспринимаемых разными людьми, разные поколения которых практически находятся в острой ситуации, в разных пространственно-временных рамках миропонимания.
Вместе с тем, говоря словами уже упомянутого Ильи Пригожина, изменения, которые происходят ныне в мире, вселяют надежду на создание в будущем более интегрированной, более целостной картины пространства жизни человека в современное нам время. Это время полагает особую роль растущего поколения людей, соответствующее их образование и культурный потенциал, а также преемственность поколений в сохранении и накоплении этого потенциала.
Правда, как в шутку заметил один французский психолог, нынешнее поколение молодых людей как будто ниСовременное поколение растущих людей и поколение, соорудившее современный мир, реально находятся в разных пространственно-временных измерениях, по-разному организуя «свое» время.
чем не отличается от того, которое ушло в прошлое. Они тоже вырастают. Тоже идут в лицей. Тоже выкуривают свою первую сигарету. Тоже уходят из дома. Тоже женятся. Тоже рожают детей. Только делают это в обратной последовательности. Сначала рожают. Потом женятся. Затем уходят из дома и т.д. Да, это так, но и вовсе не так. Время современного исторического перехода разделяет людей разных поколений в значительно большей степени, чем прежде. Тема межпоколенческих отношений звучит сейчас особенно остро. Современное поколение растущих людей и поколение, соорудившее современный мир, реально находятся в разных пространственно-временных измерениях, по-разному организуя «свое» время.
Время - ткань, из которой состоит жизнь, заявлял Бенджамин Франклин. Наше настоящее время - это снятие текущего исторического времени. По словам Августина, «если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничего не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы настоящего времени» [1, Кн. 11, гл. 14]. Настоящее время жизни человека - это не просто другое время, а другое его понимание, другое использование времени. А наши представления о времени - это, как справедливо утверждает иностранный член нашей Академии, французский психолог Серж Московичи, социальные представления. По сути, все развитие современной цивилизации - это постоянное увеличение динамичности времени, совершенствование способов его использования, то, что в двух словах емко и цинично обозначил Макс Вебер: «Время - деньги». К сожалению, возрастание ценности денег привело к обесцениванию основных жизненных ценностей - нравственности, справедливости, духовно обедняя наше время.
Время - это вектор направленности процессов, событий, явлений, по-разному воспринимаемых и переживаемых человеком. В основе категории времени лежат ритм, темп социальной жизни, ее насыщенность. Не случайны ставшие общепринятыми изречения: «Этот человек опередил свое время» или «Он отстает от своего времени». А по словам Г. Ландау, «ждут своего
времени только те, для кого оно никогда не наступит».
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно, писал Афанасий Фет.
Время человека - это особый феномен, включающий историческую, социальную, физическую, биологическую, психологическую составляющие в их системной целостности. И важнейшим моментом в функционировании времени человека, быстрота течения которого в различные периоды различна, является отношение к нему людей, полагающее потребность в его организации как на общественном, так и на индивидуальном уровнях, необходимость такой организации и способность к ней.
Сейчас перед нами во весь рост встает проблема структурирования как времени, так и пространства образования человека.
Я специально выделяю здесь время и пространство потому, что (при любой их оценке) они объективно являются значимым фактором в организации жизнедеятельности человека. Речь идет о степени и характере насыщенности времени, его естественно осуществляемых и целенаправленно структурируемых ритмах в пространстве (пространствах) функционирования человека, т.е. обо всем том, что приобретает особый смысл при понимании структуры и содержания всей вертикали онтогенеза и поэтому осмыслении пространственно-временного континуума организации образования и разных ступеней его системной организации, особенно в условиях необходимости его преобразования в новом преобразованном мире и в условиях новых ритмов движения общества.
Проводимые же ныне «капельные исследования» не дают четкой картины современного нам мира во всей широте и глубине его понимания, где человек не просто живет сегодня в определенном времени-пространстве, а реально постепенно выходит в совершенно новое, принципиально другое время-пространство, точнее, «вползает» в него, не имея ориентиров и необходимой научно обеспечиваемой подготовки, более того, слабо учитывая реальность такого перехода.
К сожалению, возрастание ценности денег привело к обесцениванию основных жизненных ценностей - нравственности, справедливости, духовно обедняя наше время.
Особенности, специфику воздействия этого открывшегося человеку времени-пространства, где изменились ритмы жизни, темпы передвижения, структура и характер взаимодействия людей, пытаются понять, рассмотреть философы и экономисты, социологи и культурологи, но, скажем честно, в меньшей степени - психологи и педагоги. А ведь именно нам необходимо в первую очередь увидеть, понять, раскрыть характер изменений человека, с тем чтобы наметить, выстроить траекторию его развития в нынешнем зыбком времени-пространстве неопределенности.
Следующая важная задача, стоящая перед нами в контексте обсуждения и решения проблем образования, - раскрытие особенностей функционирования в современной ситуации растущего человека, определение характеристик современного пространства-времени Детства. Пространство-время Детства -это объективная дистанция становления человека, особые условия и необходимый способ существования-развития ребенка, когда он, социализируясь и индивидуализируясь, постепенно все более глубоко входит в социум. Механизмом и формой этого вхождения выступает детская субкультура, которая дает возможности для самореализации ребенка, поэтапного опробования им себя, выступая вектором, управляющим дальнейшим развитием человека.
Показательно, что именно в сохранении детства, детской интуиции на протяжении всей жизни П.А. Флоренский усматривал тайну человеческой гениальности, в основе которой лежит объективное - целостное, глубокое и реальное восприятие мира.
Как отмечал мудрец Д.Б. Эльконин, детская культура - это самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней.
Д.Б. Эльконину вторил Ю.М. Лотман, утверждая, что именно детская субкультура с ее зоной вариативного развития способна выработать поисковый механизм развития культуры в целом, так
как в ней существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития, высвечивая точки роста общечеловеческой культуры. Одним из важнейших моментов развития детской субкультуры, развития Детства является отношение к нему общества, предполагающее не только заботу, покровительство, снисхождение, но и внутреннюю установку на понимание ребенка как носителя будущего, видение в нем человека. Отсюда, как отмечал Д.Б. Эль-конин, каждый шаг эмансипации детей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью общества.
«Детей нет, есть люди», - образно сформулировал эту позицию выдающийся педагог Януш Корчак, разделивший, как известно, трагическую судьбу детей, зверски уничтоженных гитлеровскими выродками. В августе нынешнего года исполнилось 70 лет великому подвигу этого истинного детоводителя, дважды отказавшегося от возможности самому спастись и вошедшего в газовую камеру с двумя малышами на руках, которым он, чтобы им не было страшно, рассказывал сказку. Воистину он смертью смерть попрал.
Значимость отношения к Детству особенно четко высветилась именно сейчас, когда принципиально изменилось не только общество, но и детство, являя зримые подвижки в развитии ребенка, который входит во все более широкое пространство, успешно перепрыгивая через многие прежние нормы. Важно выяснить, как современный ребенок воспринимает мир, каковы его способности присваивать необходимую информацию, значимые жизненные нормы, как развиваются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, рассмотрев феномен детства в сегодняшнем мире, тем более что, как отмечалось на заседании Совета Федерации, «проблемы в сфере детства. нарастают быстрее, чем мы их решаем». И в определении состояния детства важно рассмотрение всех его реальных характеристик, начиная с его реального физического состояния. Что касается последнего, то пугающе выглядят здесь демографические данные. На наших глазах происходит «неуклонное сокращение численности детей. со скоростью 3 % в год» [11, с. 4-5]. В результате число детей в возрасте до 17 лет за последнее десятилетие с 31,6 млн в 2002 г.
сократилось у нас к нынешнему году до 25 млн (включая 14 млн школьников).
Достаточно сложная ситуация сложилась и со здоровьем детей. Оно, по данным директора Научного центра здоровья детей РАМН академика А.А. Баранова, ухудшилось по сравнению с 80-ми гг. прошлого века примерно на 17-20 %. Не говоря о хронических заболеваниях и функциональных отклонениях, заметим лишь, что резко возрос уровень невротизации детей, 48,2 % которых имеют пограничные проявления клинических форм психических нарушений. По данным «Учительской газеты», к моменту поступления в I класс доля психически здоровых детей составляет всего 39 %. Между тем в период с 2005 по 2010 г., по данным аудитора Счетной палаты РФ профессора С.А. Агапцева, при общем сокращении школ на 19,7 %, а численности школьников - на 12,7 % количество коррекционных школ уменьшилось на 8,3 %.
Еще хуже обстоит дело с социальным здоровьем растущих людей, которые нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [12, с. 371], а получают сейчас меньше необходимого им внимания взрослых, в том числе и родителей, меньше ласки. Изменившиеся взаимосвязи мира взрослых и мира детей особенно остро проявляются как в понимании ребенка, так и в реальном отношении к нему. Так, ужасающие размеры приобрели различные формы насилия взрослых по отношению к детям. Установлено, что в социально опасных условиях сегодня живут 700 тыс. российских ребят - потенциальных жертв насилия. При этом 40 % детей, по данным Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве Е. Бунимовича, утверждают, что родители редко проявляют к ним должное внимание. Более того, в 2011 г., например, в отношении детей совершено почти 90 тыс. тяжких преступлений [11, с. 5]. В стране распространяется такое страшное явление, как педофилия, которая за последние 10 лет в некоторых регионах возросла в 3-5 раз. Все явственнее проявляется неискренность взрослого в отношениях с ребенком. Усложнились отношения между взрослыми и детьми. Показательно, что в ходе обследования подростков, проведенного
в 73 регионах Российской Федерации, на вопрос, почему они плохо ведут себя, плохо учатся, был получен однозначный ответ: «Мы ненавидим положение, когда дома говорится и видится одно, в школе - другое, в ТУ - третье» [11, с. 14].
Далеко не случайно, как установлено в ряде психологических исследований, умеют сегодня, например, сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сора-доваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать.
Приведенные факты зримо свидетельствуют об ослаблении обязанностей общества и государства по отношению к Детству, которое оказалось в значительной степени беспризорным. Достаточно упомянуть, что число реальных беспризорников достигает сегодня в России 1 млн 300 тыс. детей (по официальным данным, приведенным в «Учительской газете»).
Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании, в которое внедрился экономический термин «образовательная услуга», превращающий образование из высочайшей обязанности общества и важнейшей его ценности в «услугу».
Между тем воспитательная функция образования является особенностью именно нашей российской системы. Не случайно американский психолог У. Бронфенбреннер в книге «Два мира детства» [2] заметил, что в английском языке даже не существует эквивалента термину «воспитание».
К сожалению, сегодня в нашем социуме не работают устоявшиеся, привычные механизмы социализации и воспитания детей, которые были весьма действенны в недалеком прошлом. Наблюдается потеря общественного контроля и причастности, потеря ответственности взрослых за детей. Будучи не в состоянии действовать ныне методом запретов, мы до сих пор не смогли насытить детское сообщество позитивными установками, не смогли вооружить растущих людей умениями выбора, не смогли предложить детям адекватные их потребностям формы конструктивной деятельности.
Отрадно, что министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов заявил (в ходе визита в Калининградскую область
Происходит деградация воспитательного компонента в образовании, в которое внедрился экономический термин «образовательная услуга», превращающий образование из высочайшей обязанности общества и важнейшей его ценности в «услугу».
Я затронул лишь малую толику проблем, связанных с характеристикой некоторых моментов состояния детства в обществе - характеристикой далеко не полной, однако свидетельствующей о явном неблагополучии и произошедшей дисгармонизации отношений общества и детства. Совершенно очевидна необходимость дальнейшего анализа и глубокого научного осмысления реального положения детства в обществе.
Следующий блок проблем, который требует особого нашего внимания, связан с тщательным изучением особенностей состояния и самого процесса развития детства, реально происходящего в современном измененном мире. Это обусловлено как изменениями ребенка, объективно определяемыми общей ситуацией, так и характером саморазвития детства в его историческом движении.
Уже начиная с преддошкольного возраста современный ребенок попадает совсем в иное пространство, чем его сверстник 20 лет тому назад. Это ныне не просто другой мир, но другое восприятие им этого мира, его пространства. Широко открытое, благодаря Интернету и телевидению, практически все пространство «общечеловеческой жизни», возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах, общий прессинг огромного объема недифференцированной информации приводят нередко к стрессовым состояниям, а растущая потребность в получении готовой продукции ведет к сбоям в творческом развитии детей. Имеющиеся данные фиксируют реально существующие сбои, напряжения в психическом, психофизиологическом, нейропсихическом развитии ребенка,
проявляющиеся на всех стадиях, во всех периодах детства.
Так, развертываемое в настоящее время изучение детей позволяет исследователям отмечать произошедшие подвижки уже на младенческом этапе Детства.
Еще более четко и выраженно представлены сейчас данные об изменениях, которые происходят с ребенком-дошкольником. Благодаря глубоким исследованиям, проведенным в свое время Д.Б. Элькониным, М.И. Лисиной, А.В. Запорожцем, было установлено, что для детей дошкольного возраста определяющим выступает развитие моти-вационно-потребностной сферы; это обеспечивается развертыванием их общения. При этом, например, известно, что наиболее эффективным видом общения для дошкольников является разновозрастное общение, в котором в естественной форме традиционные виды детской деятельности и культурные нормы передаются от старших детей к младшим. Однако в жизни современного ребенка это общение практически отсутствует, ибо преобладают однодетные семьи, одновозрастные группы детских садов, отсутствуют дворы и пр.
Полученные материалы о коммуникативной способности в общении со сверстником свидетельствуют о недостаточной социальной компетентности 25 % старших дошкольников, об их неспособности решать простейшие конфликты. При этом более 30 % детей 4-6 лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормативным.
Значимые потери отмечаются и в других сферах психического развития дошкольника, что связано также и с субъективными факторами. Так, несмотря на многочисленные протесты наших психологов, в стране произошла подмена ведущего типа деятельности ребенка этого возраста с игровой на функционирующую форму образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психологического развития. В дошкольные детские учреждения повсеOбщий прессинг огромного объема недифференцированной информации приводят нередко к стрессовым состояниям, а растущая потребность в получении готовой продукции ведет к сбоям в творческом развитии детей.
местно вводятся обучающие программы с привлечением игровых действий, тогда как следует расширять, дополнять, развивать игровую деятельность дошколят, вводя в нее образовательные компоненты. Как следствие этого отмечается значительное снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольника. У большинства детей 3-6 лет она остается на уровне предметных действий. Однако примитивная неразвитая игра не выполняет в психическом развитии ребенка функцию ведущей деятельности, в результате новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.), остаются у дошколят несформированными. Недостатки в организации игрового пространства привели к тому, что современные дети старшего дошкольного возраста способны меньше управлять собой, чем их сверстники 20 лет тому назад. По сути, у них не формируется способность к произвольным действиям, значительно ослабевают и взаимоотношения детей.
Потери в психическом развитии дошкольника сказываются и на последующих этапах онтогенеза.
Как показывают, например, полученные за 15 лет данные (с 1997 по 2012 г.), существенно (почти в два раза) увеличилось число детей 6-10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60 %, варьируя в разных регионах). А до 50 % младших школьников переходят в основную школу с несформированным навыком письма, что выступает, кстати, зримым показателем «сбоя» в развитии «линейного» мышления. У все большего числа российских детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст. Мониторинг читательской грамотности школьников, проведенный в рамках международного исследования PISA, показал, что если в 2000 г. наши 15-летние подростки заняли 27-е место среди детей из 32 стран; в 2003 г. -32-34-е места среди детей из 40 стран; в 2006 г. - 37-40-е места из 57 стран, то в 2009 г. среди 65 развитых и развивающихся стран наши 15-летние вышли лишь на 42-е место, показав при этом значительное ухудшение по мере взросления -от начальной школы к основной.
Наиболее значимые изменения произошли на подростковом этапе психи56
ческого развития. В частности, активизация здесь процесса социализации, развертывание общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека. Отсюда неустроенность, повышенная тревожность, выход на новые, в том числе неформальные, объединения, поиск значимого Другого через Интернет.
Одним словом, проблема подростка стоит сейчас очень жестко. Самое неприятное, что она в должной мере не раскрыта в своей сущности, и это несмотря на то, что именно в данный возрастной период формируется жизненная, социальная позиция растущего человека, входящего в юность, во взрослость. Это период, в котором особенно отчетливо видны наши промахи в образовании, воспитании, что проявляется во многих фиксируемых фактах, в частности, в таком специфическом тревожном случае, когда один старшеклассник выложил в социальной сети следующий пост: «Если завтра начнется война - я немедленно сдамся в плен», чем вызвал массу восторженных откликов. Что перед нами - эпатаж? Возможно. Однако, по данным различных социологических опросов, более половины опрошенных старшеклассников готовы уехать из России при первой же возможности. Речь идет о нравственных установках, которые формируются не только нашумевшим телесериалом «Школа», но и многочисленными публикациями в СМИ, недопустимыми сценами, демонстрируемыми Интернетом и телевидением. Как справедливо заметил Вуди Аллен, «у нас мусор уже не выбрасывают, его перерабатывают в телевизионные шоу».
Положение осложняется создавшимся резким разрывом между поколениями. По словам П. Бюхнера, Г. Крюгера и М. Дюбуа, исследовавших ребенка начала нашего XXI столетия, «дети в определенной степени стали преследовать свои цели, невзирая на указания педагогов и родителей. Одновременно возросла не только возможность выбора и автономного действия, но и необходимость принятия решений, которому сопутствуют риск, стрессы, неопределенность, постоянная неуверенность и утрата традиционных форм групповой поддержки семьи и окружения» [3, с. 129]. Растущие люди - дети, подростки - перестают быть ведомыми. В образовательном пространстве это связано еще, в частности, и с тем, что учителя общеобразовательных школ начали резко отставать от своих учеников, которые уже живут в компьютерном мире, тогда как учителя лишь обучаются в нем жить и вынуждены технологически догонять воспитанников.
Критически изменилось и отношение общества к педагогической деятельности, при всех громких словах, произносимых с высоких трибун. Не секрет, что в педагогические вузы многие молодые люди идут не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные заведения. В результате, по данным Д.В. Ливанова, «только пять процентов студентов педвузов видят себя в будущем учителями» (цит. по [6]). Лучшие выпускники педагогических вузов не идут работать по специальности, что создает так называемый двойной негативный отбор педагогических кадров. В итоге школьный учитель из наставника, воспитателя все активнее превращается в служащего, предоставляющего детям пресловутые образовательные услуги. А ведь еще Отто фон Бисмарк точно и емко заметил, что «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», подчеркивая определяющую роль педагога в обеспечении жизнестойкости государства и общества. При том, что старая гвардия учителей, которые полностью отдаются делу обучения-воспитания детей, уходит, дело может двигаться к необратимой деградации педагогического труда.
Структурируя пространство современного детства, мы обязаны вычленять те факторы, которые оказывают особо активное воздействие на происходящие в нем изменения. Среди этих факторов и фактов, определяющих создавшееся состояние детства, особое место занимает информационное пространство, принципиально, сущностно изменившееся как по характеру, содержанию, объему, так и по степени воздействия на развитие растущего человека. Наиболее выра-женно его структурообразующее начало проявляется через Интернет - мощное средство видения, постижения мира, открывшее человеку новое пространство
осваиваемого им мира и одновременно несущее в мир человека не только прогресс открытия, но и сложно структурированный в своем действии «прессинг» информации, которую растущий человек не способен осмыслить должным образом. Между тем важно отметить, что Интернет объективно во все большей степени «охватывает» прежде всего растущее поколение. И если, по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день выходят в Интернет 37 % взрослых людей и никогда не выходят 46 %, то 93 % (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета - общаются в нем с друзьями, обмениваются информацией, путешествуют по компьютерной сети.
В итоге происходят существенные изменения в развитии ребенка, в его психике, в восприятии им мира. Он в ходе общения в Интернете со сверстниками и взрослыми схватывает лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует процесс мышления растущего человека, формируя, в частности, «клиповое» мышление.
Представляется, что среди многих причин нежелания значительной части сегодняшних школьников учиться выступает и возможность быстрого получения знаний (а по сути информации) через Интернет.
Как заметил один из известных специалистов в области информатизации Мануэль Кастельс, анализируя создавшуюся ситуацию, современная электронно-коммуникационная система отличается способностью конструировать реальную виртуальность, достоверно имитируя действительность на экранах видеотехники. В результате люди начинают считать электронные образцы действительности более истинными, нежели те, что видят в повседневном окружении. Крылатой стала фраза Сидни Дж. Харриса: «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить,
При том, что старая гвардия учителей, которые полностью отдаются делу обучения-воспитания детей, уходит, дело может двигаться к необратимой деградации педагогического труда.
как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер».
Перед нами, психологами, педагогами, стоит актуальная задача изучения особенностей, характера реального воздействия компьютера, ТВ и Интернета на растущего человека, его сознание и поведение, характера возникающих рисков при этом, тем более что существуют немалые риски в связи с быстрым и повсеместным распространением Интернета. Это, прежде всего, не просто риски ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательствам («кибербуллингу», «троллингу»), риски попадания в Интернет-зависимость и риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм. Появились тысячи сайтов, не только призывающих детей к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.
А число сайтов сети Интернет, содержащих материалы с детской порнографией, по сведениям МВД РФ в 2012 г., увеличилось почти на треть, причем количество самих таких Интернет-материалов увеличилось в 25 раз (!). Надо ли удивляться тому, что в результате мы имеем резко из-менившуюсяличностнуюнаправленность детей. Например, если в 1993 г. 58 % подростков отличались альтруистическим настроем, то в нынешнем, 2012 г., - только 16 %, т.е. такой тип направленности уменьшился менее чем за два десятилетия в 3,6 раза. У растущих людей преобладают ныне прагматические установки, в том числе нацеленность на достойный уровень существования, стремление жить в стране, говоря словами академика РАО А.Г. Асмолова, «понятного завтра». Правда, жить они хотят по формуле «цель оправдывает средства», что является следствием той атмосферы социального отчуждения, которая окружает ребенка и в дошкольном, и в школьном возрастах. Социальные сети, блоги, «живые журналы», чаты, где дети «зависают» часами, неформальные сообщества, телевизионные сериалы и специфическая музыка, которые они смотрят и слушают, - все это и формирует определенные миропонимание и отношение к действительности, из которых складываются соответствующие модели поведения. Поэтому
далеко не случайно в поведении современных школьников во фрустрационных ситуациях со взрослыми преобладают интра-пунитивные реакции самозащитного типа на фоне трех ведущих симптомокомплек-сов: тревоги по отношению к взрослым, враждебности по отношению к взрослым и астенизации (ослабленности).
Вряд ли надо далее углубляться в вопросы реального влияния информационного пространства на развитие современного человека, тем более что этому посвящены тысячи и тысячи страниц научных изданий. Одним словом, проблема информационного пространства, прежде всего Интернета, становится одной из наиболее острых в сфере образования. Величайшее достижение человечества в реальной ситуации его распространения приносит не только огромную пользу, но и ощутимый вред, особенно для растущих людей. Создавший мощную машину человек оказался не готовым к реальному продуктивному управлению ею. Отсюда актуализируется задача формирования культуры отношения к Интернету. Однако именно здесь у нас существует серьезный провал ввиду отсутствия не только достаточного числа наблюдений, полученных по специально разработанным программам, но и соответствующих эмпирических данных и теоретических обобщений. Отсутствуют общепринятые концепции реально функциональной нагрузки Интернета в образовании и общая теория воздействия и действия Интернета на развитие мышления и сознание человека, а также научные основания активизации его использования в позитивном росте-развитии человека. Между тем именно создание теории воздействия во всей сложности соответствующей организации информационного пространства выступает сейчас одной из важнейших психолого-педагогических задач.
Изучение реальных процессов действия «интернетной» информации, специфика освоения человеком последней, в частности, в соотнесении с текстовой (книжной) информацией, характеристики восприятия ее и т.д. являются объективно необходимыми и актуальными в построении основ современного образования, где Интернету в этом плане должна быть отведена соответствующая роль в позитивном выстраивании знаний.
Ребенок в ходе общения в интернете со сверстниками и взрослыми схватывает лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует процесс мышления растущего человека, формируя, в частности, «клиповое» мышление.
Совершенно очевидно, что современные условия не просто изменений, а перехода общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека, прежде всего растущего человека, не могут не требовать и объективно требуют принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала. Речь идет не о каких-то поправках, не о внесении чего-то нового, а о преобразовании образования, о формировании новых принципов, условий, форм его организации - предметно-содержательных, структурных, смысловых. Так, одной из важнейших линий выступает необходимость внесения принципиальных изменений в сложившееся его содержание, которое во многих случаях оказывается невостребованным как в школьной, так и в послешкольной жизни детей. В нынешнем времени-пространстве требуется образование, ориентированное вовсе не на способы вложить как можно больше фактов в головы как можно большего числа детей, израсходовав на это минимум времени и усилий. Ибо факты, по словам А. Маслоу, устаревают с бешеной скоростью. как быстро устаревают и техники, а многие знания, полученные детьми, устаревают еще до того, как они выйдут из школы и смогут ими воспользоваться, что препятствует формированию необходимого уровня мотивации учебной деятельности, пониманию ими важнейших вещей, необходимых культурному человеку. В результате в отличие от учеников XIX и середины XX в. наши дети, прежде всего подросткового возраста, уже не считают, что «ученье - свет, а неученье - тьма», так как образование перестало быть проводником из невежества к высокой культуре и благополучию. Оно уже и не выполняет функцию «социального лифта», и не обеспечивает в необходимой степени позитивную социа59
лизацию растущих людей. Как заметил академик РАО В.П. Зинченко, «система нашего школьного образования многое "проходила" и переживала - "школу действия", "школу труда", "школу знания", "школу сотрудничества", при отсутствии, к сожалению, "школы бытия" и "школы смысла"» [7, с. 7].
Естественно, проблема изменения структуры, форм, методов, содержания образования является чрезвычайно сложной. Она требует рассмотрения и решения многих принципиально новых вопросов, включая поиск путей согласования необходимого современному растущему человеку объема знаний и формирования способности не только к их присвоению, но и к творческому отношению к ним при участии в их дальнейшей разработке. Перед нами, по сути, целый комплекс проблем, к решению которых мы даже еще не смогли приступить. Поэтому сейчас очень важно определить возможную расстановку всех сил, задействованных в образовательном пространстве, обеспечить целенаправленность их действий.
Я лишь коротко затронул ряд важнейших проблем, связанных с необходимостью изучения пространства-времени реально измененного Детства и образования растущего человека. Следует заметить, что многочисленные изменения, которые фиксируются в развитии современного ребенка, в его характеристиках, в процессе становления на дистанции онтогенеза, далеко недостаточно осмыслены, теоретически не обобщены. Обусловленные историческими преобразованиями, которые произошли в развитии общества, они должны рассматриваться именно в контексте этих преобразований. Между тем в проводимых ныне психолого-педагогических исследованиях ребенок, как правило, рассматривается «здесь и теперь»,
В отличие от учеников XIX и середины XX в. наши дети, прежде всего подросткового возраста, уже не считают, что «ученье - свет, а неученье - тьма», так как образование перестало быть проводником из невежества к высокой культуре и благополучию. Оно уже и не выполняет функцию «социального лифта», и не обеспечивает в необходимой степени позитивную социализацию растущих людей.
в узкоконкретной, в лучшем случае (реже) конкретно-исторической обстановке, без инъектирования его в динамику исторического процесса, что в современном мире глобальных перемен весьма ущербно.
Следует отметить, что данная острая проблема касается не только России.
Так, в разработанной Европейским союзом «Стратегии ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития» перед педагогами ставится задача к 2014 г. «перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых детям для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия.» (см. URL: http://novainfo. ru/zadachi-ekologicheskogo-obrazovani-ya-v-sisteme-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya, http://www.rus-stat.ru/ stat/752Russia_2005-2_19-58.pdf).
В целом образование нашего времени приобретает черты серьезной общественно-политической задачи, имея целью подготовку человека, обладающего необходимым потенциалом знаний, технологий и твердых нравственных установок, человека, которому нравятся перемены, который готов смело встретить совершенно непредвиденные ситуации - ведь он вышел уже во внеземное космическое пространство. А это требует другого уровня миропонимания, развитого эвристического мышления, формирования ответственности, при котором утилитарные ценности выступают не как цель, а как инструмент формирования новых духовных ценностей - милосердия и честности, справедливости и способности к сопереживанию, терпимости и порядочности, ответственности и сознания собственного достоинства, патриотизма и чувства долга.
Такое образование, встраиваемое в историко-культурное пространство нашего времени, должно быть ориентировано не только на трансляцию от поколения к поколению социокультурного опыта, включающего в себя опыт познания, опыт освоения способов деятельности и опыт формирования ценностных отношений, но и, при сохранении всего этого, на образование как формирование активного, действенного
человека, способного к оптимальному самоосуществлению, - образование, полагающее перманентный рост человека, способного к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации креативных способностей, как познавательных, так и коммуникативных и организационных.
По телевизору недавно шла передача «Культурная революция». Художники, писатели, музыканты спорили о предназначении искусства. И вдруг один из участников заявил: «У нас нет заказа на Человека. на профессионала есть, а на Человека нет!» Данная позиция еще актуальнее для системы образования. По утверждению одного из самых успешных людей современности Билла Гейтса, есть три фактора, которые определяют ценность, значимость, конкурентоспособность человека: это, во-первых, его знания; во-вторых, доступ к технологии, которая связывает его с теми, кто обладает необходимыми знаниями, и, в-третьих, среда, которая мотивирует человека на развитие (см. на сайте www.1tv.ru).
Ориентация на развитие объективно задаваемого нового человека, способного активно действовать в XXI в., предполагает построение новой стратегии его образования - образования, которое способствует его социализации в самом широком ее понимании - не только как присвоения социального мира, но и как вписанности в этот мир в качестве активного деятеля. А это полагает, как отмечалось, изменения оснований и принципов организации образования. В частности, это требует введения в него новых структурно-содержательных компонентов, изменения системы отношений внутри образовательного пространства и расширения сферы процесса обучения детей, форм и типов последнего: вывода детей за стены класса; изменения их места в учебно-воспитательном пространстве, на что направлены, кстати, построение проектного, эвристического обучения, технологии коллективной мыследе-ятельности, деловые игры и пр.; создания внешкольных структур, новых образовательных форм, включая кардинальную перестройку дополнительного образования как сферы образования открытого. В этом плане интересны предложения
Требуется другой уровень миропонимания, развитого эвристического мышления, формирования ответственности, при котором утилитарные ценности выступают не как цель, а как инструмент формирования новых духовных ценностей - милосердия и честности, справедливости и способности к сопереживанию, терпимости и порядочности, ответственности и сознания собственного достоинства, патриотизма и чувства долга.
французского ученого Жака Гонне, обосновавшего необходимость создания системы медиаобразования детей, которое даст возможность с опережением реагировать на изменения в информационном пространстве через их собственное информационное творчество, выступающее способом и самореализации растущего человека, и одновременно «наведения мостов» с миром взрослых. Не менее интересны, хотя и менее известны, ибо мы все время ищем пророков не в своем отечестве, разработки нашего российского исследователя Сергея Борисовича Цымбаленко, который обобщил в диссертации по психологии материалы подростково-юношеского творчества в информационно-психологическом пространстве, осуществляемом лагерем «Орленок» совместно с рядом телевизионных каналов.
Однако, рассматривая эмпирические находки, способствующие преобразованию системы образования, понимая необходимость сочетания теоретико-методологической разработки его оснований и учета практического опыта такой деятельности, нам нельзя идти по пути формального объединения усилий научных работников и педагогов-практиков, чтобы не повторить анекдотичную историю, связанную с именами Айседоры Дункан и Бернарда Шоу. Рассказывали, что знаменитая балерина Айседора Дункан будто бы сказала как-то Бернарду Шоу: «Не стоит ли нам подумать, каким бы мог быть у нас ребенок -с вашим умом и моей красотой». «Да, да, конечно, - отвечал великий писатель, -но не стоит ли заранее обдумать также и то, что случится, если ребенок унаследует мою красоту и ваш ум?».
Необходимо умелое сочетание научного прогнозирования и опытно61
экспериментальном проверки выдвигаемых гипотез в целях продуктивного развития образования - его содержания и форм, соответствующих жизни человека в новом времени-пространстве XXI в.
За спиной современного человека 2 тыс. лет новой эры, 40 тыс. лет до нашей эры, если мы начнем отсчет с Homo sapiens, и 6 тыс. лет цивилизации - время накопления знаний и социальных практик, технических и технологических преобразований, постоянно изменяющих его возможности, потребности, способности, личностный потенциал. Грандиозные исторически значимые изменения в конце XX - начале XXI в. поставили ныне огромную общественно значимую задачу самоопределения человека в новом мире, обеспечения условий его активного саморазвития, дальнейшего самосовершенствования на качественно новых основаниях образования, предполагающего серьезную государственную защиту растущих людей от инфантилизма, безграмотности, безнравственности, т.е. от расчеловечивания.
Знаменательно, что в июне нынешнего года В.В. Путин подписал Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», направленный на обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка; главным капиталом этой стратегии становится человек, повышение уровня развития которого обеспечит повышение уровня культуры всего общества. Отсюда очевидно, что важнейшей задачей сегодня является мобилизация сил всех наук: антропологии и этнологии, педагогики и психологии, физиологии и медицины, социологии и др., изучающих человека в его познании в ситуации исторически нового пространства-времени и раскрытии реальных его возможностей, потребностей, способностей. Проблема выработки стратегии образования человека, безусловно, является жестко актуальной и выступает в качестве главной в системе Российской академии образования, призванной на базе комплексных психолого-педагогических построений раскрывать идейно-мировоззренческие и теоретико-методологические основы организации образования (при этом не только и не просто в плане приобретения определенной совокупности знаний, но и в плане формирования отношения
к знаниям в целом, отношения к миру, к другим, к себе, формирования потребности в расширении знаний и способностей) - образования, обеспечивающего определение и утверждение его места в современном времени-пространстве. Новые задачи требуют не только новых проектов, но и оценки и переоценки позитивного фонда накопленных данных в практике организации и развития российского образования. Не случайно РАО проводит сейчас научный аудит всех институтов, с тем чтобы отличить перспективные исследования от пустозвонства, предотвратить падение исследовательской активности, ликвидировать вакуум теоретических идей.
Следует отметить, что при всех имеющихся в нашей деятельности недоработках в целом научными коллективами академии сделано немало. Так, продуктивная работа проведена педагогами, дидактами, методистами по определению основ отбора и структурирования содержания общего среднего образования. Получены важные материалы, способствующие модернизации профессионального образования. Разработаны вариативные модели познания различных видов искусства. В области педагогической психологии и психологии развития, помимо многих других наработок, определены психодидактические основания построения развивающих образовательных технологий, проектирования и экспертизы эффективности образовательной среды. В сфере возрастной физиологии целенаправленно изучается, в частности, процесс формирования интегративной деятельности мозга как основы познавательного развития ребенка. В плане использования информационных и коммуникационных технологий выявлены пути предотвращения возможных негативных их последствий. (Подробный отчет о деятельности институтов и членов академии имеется на сайте РАО, что позволяет всесторонне оценить результаты проведенной работы.)
Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что в ближайшее время нам предстоит выполнить целый ряд перспективных фундаментальных исследований в русле намеченных Президиумом РАО после детального обсуждения с членами академии, руководителями институ62
тов, ведущими научными работниками по 12 направлениям, включающим более 70 проектов и свыше 200 тем, которые предполагают осмысление как современной ситуации, так и антропогенных изменений человека, обоснование прогнозов развития образования и социализации растущих людей, методологических проработок инновационных схем, моделей обучения и воспитания с учетом общецивилизационных трендов. Научными кураторами этих исследований выступают видные ученые, часть из которых руководят академическими учреждениями, а другие выполняют эту работу как члены академии, не будучи ее штатными сотрудниками.
Разумеется, все эти направления, проекты, темы в своем реальном выполнении еще будут уточняться, расширяться, углубляться, поскольку речь идет не просто о новом шаге, новом планировании на следующие ближайшие годы, не просто о стремлении улучшить качественные показатели в его организации и даже не о введении чего-то нового. На повестке дня, во-первых, рассмотрение проблем, связанных с объективной необходимостью изучения особенностей преобразования современного растущего человека в реально преобразованном мире, в новой исторической ситуации функционирования, когда он (человек) оказался в условиях высокодинамичных процессов таких изменений, их хаотичности и неопределенности, затрудняющих выделение тенденций движения и перспективных линий развития, когда усложняются, в частности (но что очень важно), связи и характер межпоколен-ческого взаимодействия - воспитуемых и воспитателей, педагогов и учеников, по-разному вписывающихся в сложный мир объективно структурируемых пространств новых знаний и информационных полей. Во-вторых, и это главное, -решение проблемы структурирования новой системы образования, которая ориентирована на четко выделенные цели, задачи, сформулированные соответствующие принципы организации, полагающие новое понимание этой сферы жизнедеятельности человека при удержании всего значимого, действенного в его культурном воспроизводстве, достигнутого в историческом развитии российского общества.
Не случайно этими проблемами сейчас занимаются большие группы ученых, например Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета, а также многие другие коллективы, осуществляющие перспективные поиски. Однако ведущая роль в этих поисках должна принадлежать именно нашей академии, обязанной по своему статусу заниматься разработкой проблем, концепций и теорий образования.
В пространстве нашего поля деятельности, сфокусированного в программе выделенных 12 основных направлений, обсуждаемых в структурах РАО, полагающих научную рефлексию нашего сообщества на социальные, психологические, психофизиологические изменения растущих людей и характер развития общества, а также стратегию действия по разработке новых теоретических оснований и принципов организации образования, можно вычленить несколько главных сфер предстоящей созидательной работы.
Первая сфера состоит в том, чтобы в содружестве с философами, историками, социологами попытаться раскрыть по возможности хотя бы главные характеристики и параметры изменений современного общества как этапа исторического развития в контексте роли культуры, выступающей способом воспроизводства. Здесь нам предстоит определить направленность целей, потребностей, возможностей образования человека XXI в. при реальной значимости компетенций в соответствующих сферах деятельности. При этом необходимо рассмотреть методологические и теоретические вопросы прогнозирования развития человека и общества исходя из того, что прогноз начинается там и тогда, где и когда определены параметры ожидаемого развития.
Вторая сфера связана с глубинным познанием современного растущего человека, его новых возможностей, особенностей восприятия им мира, характера развития его мыследеятельности. При этом мы не можем далее обходиться точечными, локальными исследованиями разных сторон реальных изменений, во множестве зафиксированных разными исследователями в разных ситуациях,
при разных подходах, при применении разных, порой случайно выбранных, а часто устаревших методик.
На основании проработок в русле намеченных направлений, осмысления проектов, анализа выполняемых тем, целенаправленно задаваемого рассмотрения и обобщения получаемых данных нам важно выработать цельную стратегию познания современного детства, глубокого научно обоснованного, пролонгированного исследования основных параметров его развития при вычленении характеристик, необходимых для осмысления всех главных особенностей, на учет которых должны быть ориентированы поиски необходимых целей, задач, принципов и условий образования.
Третья сфера полагает концентрирование наших усилий на глубинной оценке структурно-содержательных, реально представленных особенностей функционирующей системы современного образования, выявлении действенных ее структур, форм, тенденций ориентации на развитие общества, его будущее, а также провальных мест, недостатков, где особенно остро проявляется отставание, несоответствие, т.е. на анализе того, что мы имеем, как это действует и где идет сбой в системе современного образования.
Четвертая сфера направлена на то, чтобы выстроить научно обоснованную программу разработки новъх принципов организации образования при определении характера значимых знаний, их объема с ориентацией на формирование потребности в их расширении, в углублении форм их подачи и способности к этому, при научении детей приобретать и накапливать знания, осуществлять их выбор. Задача состоит в том, чтобы помимо жизненно необходимых в современной ситуации знаний повышать культурный потенциал каждого растущего человека как условие накопления интеллектуального капитала общества
Задача состоит в том, чтобы помимо жизненно необходимых в современной ситуации знаний повышать культурный потенциал каждого растущего человека как условие накопления интеллектуального капитала общества и условие его дальнейшего культурно-исторического развития.
и условие его дальнейшего культурно-исторического развития.
И наконец, пятую сферу составит сложный комплекс работ по разработке системы исследований, посвященных тому, как соотносятся воздействия ориентированной и хаотически приобретаемой в СМИ информации и их «знаниевого выбора» и знаний, которые человек получает в рамках целенаправленно организуемых, выстроенных и научно обоснованных форм обучения - от дошкольного до вузовского уровня. Далее необходимо выявлять, как информация СМИ (в том числе шумовая) может перерастать в выстраиваемые знаниевые структуры, с тем чтобы на базе развития интегрального мышления организовать обучение с учетом необходимости активного использования выбора из общего потока информации значимых материалов и формирования программы обучения с широким использованием ИКТ при сохранении устойчивости и активности действия в качестве основной опорной текстовой (книжной) информации как необходимого условия оптимального развития интеллекта и мыслительных способностей учащихся.
Выстраивая всю эту многоплановую деятельность, деятельность исключительно трудную, мы сознаем, что переходность современной эпохи ставит психолого-педагогические науки в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи, несформированности в обществе целей образования, идеалов образованного человека. При общем понимании того, что новый человек (не какой-то там ницшеанский сверхчеловек, а растущий человек нашего времени) должен быть конструктивным и креативным, так как именно ему предстоит конструировать новую реальность, и одновременно он должен быть человеком высокой культуры, по выражению Даниила Андреева, «человеком облагороженного образа» [9, с. 18], нам необходимо соответственно вырабатывать концептуально-теоретические схемы нового содержания образования и новые методы, формы, средства действенного побуждения детей, подростков, юношества к расширению знаний, росту творческих способностей и претворе64
нию последних в жизнь, активизируя их самостроительство. В этом плане важна организация широких научных дискуссий для открытого сопоставления и соревнования идей по наиболее острым и сложным вопросам, что позволит как реально повысить общий уровень нашего профессионализма по всем линиям - в методологии, в теории, в области эксперимента, так и обеспечить консолидацию сил не на словах, а на деле.
Хочу напомнить весьма актуальное в наши дни мнение В.И. Вернадского. «Меня, - писал великий мыслитель, - не смущает, что те лица, в глуби духовной силы которых совершается сейчас огромная, невидимая пока работа, как будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но все это исчезнет, когда вскроется тот невидимый во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придет, и последнее властное слово скажет он, а темные силы, всплывшие сейчас на поверхность, опять упадут на дно...» [4].
Уверен, что это прекрасное провиденье вскоре свершится!